Японские печати

Японские печати

Там, где европеец поставил бы подпись, житель Японии приложит личную печать. На бумаге останется ярко-красный оттиск: изящный рисунок с изображением иероглифов. В Древней Японии печати были в ходу при дворе, позже они появились у официальных и религиозных организаций, а потом и у самураев. Крестьяне и городская беднота, конечно, о такой роскоши в то время и не мечтали, зато сегодня собственная печать есть у каждого японского гражданина. Даже гайдзин – так в Японии называют иностранцев – теперь имеет право завести ее себе, зарегистрировать ее в местной мэрии и использовать в качестве подписи. Многие именно так и делают, потому что иначе придется заверять документы отпечатком пальца.

Обычно печатей у японца несколько. Самая важная из них называется дзицу-ин или тэнкоку и необходима для подтверждения личности во всех официальных документах: без нее не получится совершить ни одной серьезной сделки. Ее специально делают сложной и уникальной, на отпечатке чаще всего значится имя владельца, написанное специальным стилем – тэнсё. Этот стиль отличается вычурной изогнутостью линий, его крайне сложно подделать. Кроме того, печать по оттиску обязательно регистрируется в органах муниципальной власти с выдачей удостоверения к ней, после чего ее оттиск приобретает юридическую силу. Встречается еще гинко-ин, которая регистрируется в банке и проставляется только на банковских документах.

Печатей неофициальных, называемых митомэ-ин или инкан, может быть несколько. Их используют для подписи личных писем или при выполнении каких-то мелких повседневных дел. К ним уже нет таких строгих требований: для изображения иероглифов применяется более простой стиль, а то и слоговая азбука – катакана. Их можно купить в обычном магазине, где продают печати с самыми распространенными фамилиями. Встречаются даже наборы для самостоятельного изготовления: несколько резцов разного размера и заготовка в форме бруска с квадратным, круглым или овальным сечением. На инкан не возбраняется вместо фамилии нанести понравившийся рисунок или интересное изречение.

Изготавливают печати из различных материалов. Раньше их часто выполняли из кости или дерева, а императорскую и государственную и вовсе сделали из золота, причем каждая из них весит около 3,5 кг. Есть самые разнообразные варианты, вплоть до стеклянных и пластиковых, но предпочтение все-таки отдают камню. Как правило, это талькохлорит, называемый еще стеатитом или мыльным камнем: светлый, непрозрачный, с желтоватым или зеленоватым оттенком. Реже встречаются темно-вишневые и красные камни. Стеатит любого цвета отличается шелковистым блеском, мягкостью и податливостью, причем он не крошится, что позволяет легко вырезать на его поверхности линии любой сложности.

Сначала на бумаге рисуют макет: опытный мастер сразу выполняет эскиз тушью, но допускается и рисунок карандашом. Размер картинки должен совпадать с размером будущего отпечатка. Когда макет готов, его в зеркальном отображении переносят на заготовку, используя тушь двух цветов, красную и черную. Участки, окрашенные черной тушью, после этого вырезают. Соответственно, любую печать можно сделать в двух вариантах: прямую, где на оттиске получится красный фон с белыми иероглифами, и обратную, где цветной будет надпись.

Финальный этап изготовления – резьба с помощью специальных резцов разной толщины. Для готового изделия приобретают футляр, в который встроена небольшая коробочка с красной краской на основе киновари.